Игры для изучения цветов и оттенков. Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Дидактические игры на закрепление цвета.

« Найди предметы такого же цвета»

Цель. Соотнесение изображений по цвету (или оттенку).

Оборудование. Картинки с изображением предметов разных цветов.

Ход игры. Педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).

«Какого цвета не стало?»

Цель. Выделение и название цвета.

Оборудование. Несколько флажков разного цвета.

Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Неразлучные цвета»

Цель. Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Ход игры. Педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина – листья зеленые, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина желтая; береза – ствол белый, листья зеленые .

Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

игра "Поле чудес"

Цель: Закреплять умение различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Помочь детям усвоить понятия "много", "мало", "один", "больше", "меньше", "сколько". Считать предметы и устанавливать соответствие их количества определённой цифре. Развивать пространственную ориентировку.

Ход игры

1 вариант : ребёнок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край цветного поля, соответственно цвету. Прищепки лежат в отдельных баночках по цветам. Можно усложнить задачу разместив все прищепки разных цветов на одном подносе.

2 вариант: ребёнок выбирает и прикрепляет к краю круга прищепки того цвета, который называет взрослый. Возможно выбрать в игре ведущим ребёнка, который будет давать задания и контролировать правильность выполнения.

3 вариант : ребёнок закрепляет на определённом цветовом сегменте столько прищепок, сколько называет педагог. Сравнивает количество прищепок того или иного цвета. Каких больше, меньше,поровну?

Цветное "Поле чудес" может быть разделено на большее количество цветов и оттенков. Таким образом задания могут усложнятся, в зависимости от возраста, знания и умения детей.

«Волшебные лепестки»

Цель: закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Цветная клавиатура»

Из обыкновенной клавиатуры от компьютера, можно сделать пособие для изучения цвета, а можно изучения геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Практическая значимость: данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.

Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т.к. компьютеры, ноутбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.

Компьютер за последние несколько лет так прочно вошёл в нашу жизнь, что практически вытеснил телевидение и занял центральное место в доме. А чаще в семье он даже не один. Как правило, ноутбуки, планшеты есть сейчас почти у каждого члена семьи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.

Дидактические игры на закрепление цвета для детей 3-4 лет «Осенние листья»

Автор: Захарова Наталья Алексеевна, воспитатель коррекционной группы
Место работы: МАДОУ № 35 д. Новая Мельница Новгородского района


Описание работы: Данная серия игр рассчитана на детей 3-4 лет младшей группы детского сада. Игры помогут закрепить названия цветов, названия деревьев. Кроме того сами листья можно использовать в качестве трафаретов на рисовании. Данное пособие будет полезно для педагогов и родителей детей 3-4 лет. Задания рассчитаны на работу в группе, но часть из них можно проводить и в индивидуальном порядке.
Цель: Закрепление основных цветов.
Используемые материалы: Листья из картона красного и желтого цвета.
Изготовление пособия:
Из красного и желтого картона вырезаются большие листья деревьев разных видов. Для большей долговечности можно их обклеить скотчем или заламинировать. Для усложнения игр можно добавить листья зеленого цвета.

1игра «Собери букет»

Задачи:



Ход игры:
Детям раздаётся по 1 листику красного или желтого цвета. Они берутся за руки и водят хоровод, произнося при этом:
Осень, осень наступила,
Листья с веток сорвала.
Очень долго их кружила,
И в букет их собрала.

Дети останавливаются, и ведущий произносит далее:
Раз, два, три,
Букет красных (желтых, разных) листьев ты собери.

После этих слов дети, у которых оказались листики указанного цвета, сходятся в круг, подняв высоко листики, и как бы образуют букет. После этого игра повторяется.

2 игра "Листопад"

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, лист какого дерева они выбрали и какого он цвета.
Ведущий произносит:
Листопад! Листопад! Все дети бегут по кругу
Листья разные летят!
Желтые листочки
Действия выполняют дети с желтыми листьями.
кружатся красиво.
Красные листочки
Действия выполняют дети с красными листьями.
Кружатся красиво.
Далее в разном порядке можно перечислять, какие листочки, что делают.(…листочки на землю упали, ….листочки по кругу полетели и тд)
В конце:
Разные листочки
На землю упали.
Приседают
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбегаются..
разлетелись в разные стороны.

3 игра «За листиком беги»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать быстроту реакции
Ход игры:
На полу разбросаны листья, причем желтых меньше на один, чем детей и красных тоже меньше на один.
Ведущий произносит:
Раз, два, три
К желтому (красному) листику беги.

Дети должны взять листик того цвета, который назвал ведущий. Тот, кому не хватило листика нужного цвета, выбывает из игры. Игра продолжается до последнего человека. Он становится победителем.

4 игра «Какого цвета?»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
Ход игры:
Каждому ребенку выдают по два листика (1 желтого, другой красного цвета). Ведущий задает вопросы, типа: Какого цвета цыпленок (мак, солнышко, клубника, одуванчик и тд)? Задача детей поднять листик определенного цвета.

5 игра «Найди пару»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Закрепить названия деревьев.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Каждой паре детей раздаётся по 1 листику с 1 дерева, но разного цвета. Включается быстрая музыка, под которую дети разбегаются в произвольном порядке, как только музыка останавливается, дети должны быстро найти свою пару. Далее дети с желтыми листиками меняются листьями между собой и игра продолжается, затем дети с красными листиками меняются и тд.

6 игра «Чередование»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать умение ориентироваться в пространстве.
-Учить работать по схеме.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Детям раздаётся по1 листику красного или желтого цвета. Звучит музыка, как только она заканчивается, дети должны построиться в определенном порядке, ориентируясь на схему, показанную ведущим. Схема представляет собой лист, на котором в определенном порядке нарисованы красные и желтые кружки. (Например, красный-желтый-красный-желтый, или красный-красный-желтый-красный-красный-желтый и тд)
С первых дней жизни малыша окружает многообразный разноцветный мир, однако в младенчестве он еще не способен различать все цвета и оттенки, цветовое зрение человека меняется постепенно. Чтобы жизнь ребенка становилась ярче и красочнее, чтобы он учился распознавать и запоминать цвета, играйте с ним в «цветные» игры.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают формировать новые навыки. Цвет, как форма и размер, является для ребенка одним из эталонов, на котором он может базировать знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем быстрее, осознаннее и точнее он будет ориентироваться в окружающем мире, и лучше развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета - прекрасная тренировка наблюдательности, внимания и художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные.

Даже не покупая пособий, вы легко найдете основные цвета в повседневной жизни: обратите внимание ребенка на сочные краски зелени и фруктов, насыщенные цвета игрушек, разноцветные узоры на тканях. Для того чтобы познакомить ребенка с различными цветами и их названиями, не нужно ждать особого возраста. Играть в “цветные” игры можно с рождения, просто рассказывая крохе о многоцветии вокруг него. Одевая ребенка, называйте цвета одежды: «Какую майку мы наденем - красную или синюю?». Выполняя домашнюю работу, обращайте внимание ребенка на цвет тарелок и чашек, на разные оттенки белья, которое вы достаете из стиральной машины «А вот и наше желтое одеяло!». Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: “Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко - синее”. Во время прогулки также можно обсуждать цвета и оттенки всего вокруг. Нам только кажется, что это простые разговоры между делом, а малыш обращает внимание на цвет, познает речь, учиться слышать и понимать вас.

О ЦВЕТАХ
Все цвета подразделяют на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, и оттенки серого). У каждого цвета тысячи оттенков. Кроме этих характеристик существует цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность. Как же малышу не запутаться, и научится ощущать всю красоту разноцветного мира? Художники считают основными три цвета - красный, желтый, синий, из которых можно получить все остальные при смешивании. Добавим к ним зеленый, и получим те четыре основных цвета, с которых и следует начинать знакомство малышей. После того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами спектра.
Не стоит учить цвета по очереди (отдельно запомним красный, потом желтый и т.д.) и обозначать их уменьшительно-ласкательными словами (красненький вместо красный). Важно не называть несколько цветов одним названием, к примеру, фиолетовый, синий и голубой цвета - просто синим. Ребенок прекрасно различает оттенки и не поймет, почему разные цвета обозначают одним и тем же словом. В дальнейшем ему трудно будет объяснить, почему голубой цвет всегда был синим, а сейчас его вдруг нужно называть голубым.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТОВ
Изучать цвета с детьми следует поэтапно:

Первый этап - становление цветовосприятия. Знакомство с цветом у новорожденных происходит в период третьего-четвертого месяца жизни, когда начинают усиленно работать колбочки - клетки, которые «видят» цвета на ярком свету. Поэтому именно с этого времени можно целенаправленно вводить в игры цвет (попробовать можно уже с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше).
Игры: подвесьте над колыбелью ребенка предметы разных геометрических форм и периодически меняйте их цвет и величину. Для фиксирования цвета поочередно (с интервалом в 30 секунд) покажите малышу две картинки с простым силуэтным изображением, отличающиеся только цветом (форма и размер должны быть одинаковые).

Второй этап - отождествление предметов. Научите малыша выбирать из находящихся перед ним предметов одинаковые по цвету, одновременно проговаривая «такой - не такой, одинаковый - разный». На этом этапе дети часто вплотную прикладывают предметы друг к другу, чтобы сравнить и найти пары. Называйте цвета, но не требуйте повторения.
Игры: найти парные носочки, подобрать чашки к блюдцам, помочь рыбкам приплыть в озера своего цвета, разноцветным бабочкам - сесть на цветочки нужного цвета, собрать бумажные кружочки «капельки» определенного цвета в стакан того же цвета, разложить цветные игрушки по цветным коробкам, подобрать по цвету заплатки к одежде, заселить домик с цветными окошками жильцами, накормить игрушки цветными бубликами (колечками от пирамидки), поиграть в ковры-самолеты (рассадить разноцветные игрушки на листики цветного картона по цветам. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает), или в «поезд» (разноцветных пассажиров можно рассаживать в вагоны, которыми будут колечки от пирамидки. Если кто-то занял не свой вагон, поезд не трогается с места).

Третий этап - нахождение идентичного предмета по цвету - «Дай такой же», восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Для начала возьмите два цвета, постепенно добавьте все основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Игры: найти в комнате предметы такого же цвета, как цвет карточки или показанной игрушки. Можно добавить в эту игру элемент соревнования, и искать вдвоем, кто больше (если вы случайно ошибетесь, а малыш это заметит, будет здорово), повторить цветными кружками заданную последовательность, расположенную сначала в ряд, потом - хаотично, сложность можно многократно увеличивать добавлением количества кружков, повторить последовательность цветов игрушками тех же цветов. Рассортировать предметы разного цвета на группы, используя счетные палочки, детали мозаики, крупные пуговицы и пр. (сортировку можно усложнить, например, разложить мозаику-ягодки по цветным тарелкам не руками, а ложкой, или добавить к признаку цвета признак формы). Посадить цветные прищепки-бабочки на лепесточки того же цвета или сделать разноцветным рыбкам хвостики из прищепок, а цветным ежикам - иголки-прищепки, подходящие по цвету. Подобрать куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправить их на прогулку. Построить разноцветные домики из картонных квадратиков и треугольников-крыш, потом пусть ветер сдует крыши, а малышу нужно будет подобрать подходящие по цвету и починить домики.

Четвертый этап - закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, затем назовите цвет и попросите найти кружки такого же цвета, “покормите” игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а неваляшка - желтые”), расплавьте цветные кубики льда в теплой воде поочередно, понаблюдайте, как окрасилась вода. Можно поиграть в динамичные ролевые игры, например, покупатель в магазине решил купить все красные товары или доктора вызывали в дом синего цвета, а водитель автобуса должен высадить игрушки разных цветов на цветных остановках: мишку - на синей, зайку - на зеленой и т.д.

Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Для начала помогайте малышу: называйте цвет сами и просите повторить название, подсказывайте начало слова, задавайте наводящий вопрос.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, и попросите назвать каждый, поиграйте в цветное домино, где вместо точек - разные цвета, проговаривая при этом цвет. Вырежьте трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладывайте их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет. На улице нарисуйте мелками на асфальте разноцветные круги и загадывайте друг другу, на круг какого цвета прыгнуть.

Шестой этап - обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Игры: построить цветные заборчики, выбрав «доски» одного цвета, найти лишние кирпичи красной дорожки (добавьте зеленый и синий кирпичики), «Собрать коллекцию» (сложить предметы одного цвета в коробку), разложить карандаши по баночкам, расставить машинки в гаражи по цвету. Можно устроить цветные дни - пусть в среду вся одежда, еда, игрушки и даже вода в ванной будут зеленые, а в четверг - красные, ищите предметы выбранного цвета на улице.

Очень важно научить ребенка передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (нарисовать зеленую траву, слепить красный цветок, наклеить желтое солнышко и т.д.).
Именно продуктивная изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация - отлично знакомит с цветом. Здесь знакомство начинается с беспорядочных каракулей, штрихов, пятен. Малыш еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. На раннем этапе привлекают детей наиболее чистые цвета. Позже малышу становится интересен не только процесс закрашивания, но и восприятия пятна, у ребенка возникают ассоциации по цвету и форме. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракулей тем, что кроха уже дает характеристику цвета. В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно отличается. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. У детей появляется желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но выделяются наиболее популярные, такие как красный - Дед Мороз, помидор; оранжевый - апельсин; желтый - солнце; зеленый - лягушка, трава; голубой - небо, вода; синий - море; фиолетовый - свекла, баклажан.
Многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), лимонный (как лимон). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так. Эта игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширить словарный запас и потренировать наблюдательность. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, вишневый и т.п.
Лепка и аппликация прекрасно дополняют занятия с красками. Ведь малыш не только видит, но и руками чувствует колобки разноцветного пластилина, мнет цветную бумагу.
Поиграйте в «изобразительные» игры. Для самых маленьких подойдут «прятки»: спрячьте желтых мышек от кошки, закрасив их желтым. Пусть ребенок продолжит рисовать начатые вами линии того же цвета или вернет на место перепутанные колпачки от фломастеров. Поиграйте в «Волшебную водичку», для этого заранее приготовьте прозрачные баночки с водой, нанесите на крышечки немного цветной гуаши и аккуратно закройте. Пусть малыш потрясет их и посмотрит, как вода окрашивается. Дайте ребенку черный лист, пускай он нарисует цветной салют в небе, или поле цветов на зеленой бумаге.
Замечательно развивают цветовое восприятие детские книги с хорошими иллюстрациями. Есть специальные издания, посвященные разным цветам. Но для изучения цвета подходят и художественные книги с крупными рисунками на каждом развороте - для самых маленьких читателей. Не превращая чтение в дидактический процесс, иногда отмечайте цвет нескольких предметов на странице, через несколько дней выбирайте другие предметы. Существуют рассказы для малышей, которые специально написаны о различных цветах, например «Петух и краски» Владимира Сутеева. Есть литературные произведения для знакомства с цветами радуги, от всем известной поговорки «Каждый охотник… » до замечательных стихов: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОТТЕНКОВ
После того, как ребенок научится узнавать и различать основные цвета, можно переходить к изучению оттенков. Игры на различие оттенков помогают познакомить малыша с общепринятой системой цветовых тонов, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности, а еще позволяют классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые - темные, теплые - холодные.
Игры на подбор цветов и оттенков: подбирайте к разноцветным кружочкам из картона наиболее близкие по цвету предметы и мебель в доме. Сделайте сенсорную коробку с крашеным рисом и игрушками одного цвета, но разных оттенков. Можно подготовить для занятий специальные карточки разных оттенков или использовать готовые дизайнерские веер-пантоны. Уже лето, а значит - пантон в руку и вперед на улицу - подбирать оттенки карточек к цветам на клумбах, зелени в парках и пр. Оттенков в природе великое множество!
Игры на различие светлых и темных оттенков: нарисуйте улицу в дневное и вечернее время, подберите темные и светлые майки двум командам футболистов. Налейте в несколько прозрачных стаканчиков одинаковое количество раствора краски, добавте в каждый стаканчик разное количество воды, и посмотрите, как меняется оттенок от темного к светлому. Более сложные варианты игр - это упражнения на подбор оттенков одного цвета с постепенным переходом от темного к более светлому и наоборот. Например, игра «Гусеница», в которой нужно выбрать из предложенных кругов образцы нужных оттенков и сделать цветовую растяжку от светлой головы гусеницы к темному хвосту с постепенным переходом.
Игры на различие холодных и теплых цветов: составить букет из бумажных цветов холодных оттенков для снегурочки и теплых - для солнышка. Детям постарше можно предложить нарисовать жар-птицу и Снежную Королеву, пустыню и Северный Полюс.
Игры на различие оттенков одного: сделайте трафареты с изображениями растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Или поиграйте в цветное лото с предметами разных оттенков одного цвета. Подберите к бумажным платьям поясок подходящего оттенка (платья одного цвета, но разных оттенков, удобно вырезать из каталогов одежды или журналов мод).

Вы и малыш чудесно проводите время за цветными играми, но как же узнать, сформировалось ли у ребенка восприятие цвета? Ответ утвердительный, если он умеет:
- соотносить цвета с образцом;
- находить цвета и оттенки по названию;
- правильно называть цвета и оттенки.
А если пока что-то не удается, продолжаем играть!

Список использованной литературы:
1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 19737г. - 110с.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - Москва: Просвещение, 1983 - с.64
3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
4. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. - 2003. - №6 (15) - С. 21 - 26.
5. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - С.32.

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет . Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же , одинаковый . Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов , чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

    Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие .

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики » (Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

    Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой ;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек );

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого : виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого : банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого : рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого : морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте . «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

(Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше .

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

Цвета можно изучать не только , но и дома!


Подбираем чашки к блюдцам.


Ищем парные носочки.


Помогаем разноцветным рыбкам приплыть в озера своего цвета.


Сажаем бабочек на цветочки нужного цвета.


Повторяем заданную последовательность цветов.


Собираем "капельки" определенного цвета в стакан того же цвета.


Сортируем блоки Деньеша по цветам. Можно добавить признак формы.


Играем в "ковры-самолеты". Рассаживаем разноцветные игрушки на листики цветного картона. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает.


Ветер сдул лепестки у цветика-семецветика, возвращаем недостающие. Сажаем жучков-прищепки на лепестки нужного цвета.


Раскладываем мозаику-ягодки по цветным тарелкам. Задание можно усложнить, используя ложку.


Подбираем куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправляем их на прогулку. Знакомьтесь, у нас это Аманда и Каролина, две любимые куклы Главного Читателя.


Ветер сдул домикам крыши, подбираем подходящие по цвету и ремонтируем домики.


Расставляем машинки в гаражи нужного цвета (по цвету кабин).


Кормим игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а заяц - синие”).


Играем в "найди в бутылке". Берем много мелких предметов одного цвета (подойдут детали лего и киндер-сюрпризов), готовим карточку с изображением этих предметов (можно нарисовать или сфотографировать), красим рис в цвет предметов, засыпаем все в прозрачную пластиковую бутылку, закручиваем и приклеиваем крышку, вешаем на горлышко карточку на резинке, и игра готова. Теперь осталось потрясти бутылку, чтобы найти все предметы, изображенные на карточке. Я обычно делаю такую заготовку в поездки.


Собираем цветные пазлы.


Подбираем крышечки от бутылок подходящих цветов и прикручиваем их. Для этой игры нужна картонная заготовка с горлышками от пластиковых бутылок, сменные карточки и цветные крышечки.



Одеваем Аманду (вы уже с ней знакомы:)) в платья разных цветов. Можно подготовить такую же игру, распечатав 2 фото вашего малыша, тогда он сможет одевать сам себя.


Играем в "Цветной магазин". За товары определенного цвета можно рассчитываться только деньгами того же цвета.


Покупаю помидоры. Продавец пересчитывает красные купюры, выдает чек и упаковывает товар.


Заказываю желтые, оранжевые и зеленые продукты, продавец выбирает их сам. Потом меняемся ролями.


Водитель автобуса высаживает пассажиров (игрушки разных цветов) на цветных остановках. Вариаций много: почтальон разносит письма разных цветов на цветные улицы или капитан корабля развозит пиратов на разноцветные необитаемые острова и т.д.


Играем в "Цветное домино", где вместо точек - разные цвета.


Вырезаем трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладываем их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет.


Трафаретами могут быть части рисунка.


А еще можно подбирать не только цвет, но и форму - вставлять в ячейки вырезанные предметы.


Решаем "цветные примеры".


Играем в "изобразительные" игры. У нас популярны пряталки (например, прячем желтых мышек от кошки, закрашивая их желтым). Возвращаем на место перепутанные колпачки от фломастеров. Рисуем цветной салют на черной бумаге, желтые одуванчики - на зеленой и т.д.


Для наглядности можно повесить такой плакат.

Чтобы получить печатные материалы для игр, можно